Система для интернет-казино

Ъ-Деньги — Битва одноруких

«Казино для бедных» — именно так преподносятся игровые автоматы российской публике. Еще три года назад они были не более чем сопутствующим атрибутом баров и кинотеатров — автоматы покупали не для того, чтобы строить на них бизнес. Сегодня же только в одной Москве работает около 10 тыс. «одноруких бандитов», и этот рынок стремительно монополизируется, причем не без поддержки столичной мэрии.

В казино «Метелица» игровые автоматы — на самом почетном месте

На рубеже XX века индустриальная Америка подарила миру не только телефон, электролампочку, фонограф и автомобили. Соединенные Штаты оказались идеальной стартовой площадкой для развития игорного бизнеса. В 1893 году сан-францисская газета Сhronicle писала: «В городе насчитывается 1500 пятицентовых автоматов, их число растет, но все они делают хороший бизнес и приносят огромные прибыли. » С этого момента игровые автоматы эволюционировали от механических машинок с небольшим выигрышем до сложных аппаратов, объединенных в системы накопительных призовых выдач. На доходы от «одноруких бандитов» в Лас-Вегасе за последние годы построены шесть суперсовременных отелей-казино стоимостью полтора миллиарда долларов каждый. В прошлом году игровые автоматы обеспечили казне штата Невада $15 млрд налогов.
За последние десять лет потребительский интерес резко переместился от азартных игр на столах, которые предлагают традиционные казино, к игровым автоматам. Если в начале 80-х автоматы еще были «спящим гигантом» в игровой индустрии, то к 1989 году доля slot machines в общем доходе, который приносит игорный бизнес, составила более 59%.

Во многом эта революция обязана изобретению американской компанией YGT системы прогрессивного выигрыша — джекпота. Джекпот позволяет объединять ставки и выигрыши тысяч автоматов в разных залах и городах, связанных между собой компьютерной сетью.
Психологи, изучающие поведение посетителей игорных заведений, говорят, что игрокам автоматы кажутся честнее крупье за рулеточным или карточным столом. Немаловажно и то, что обстановка залов игровых автоматов на городских улицах и станциях метро куда демократичней казино. И наведаться туда можно в спортивном костюме и кроссовках — face control проходить не придется.
Даже в элитном казино «Метелица», которое каждый месяц посещают тысячи людей, к автоматам подсаживается до 10% от общего количества любителей азарта.

Однорукие second hand

Генеральный директор «Метелицы» Рассел Меарс питает особо нежные чувства к игровым автоматам

В любом бизнесе действует правило: вслед за большими деньгами в него приходят большие люди. Игорный бизнес — точнее, бизнес, связанный с игровыми автоматами,— не стал исключением. Первыми рынок стали осваивать поставщики оборудования. Мода в мире «одноруких бандитов» меняется чрезвычайно быстро. Сегодня популярны аппараты с ручкой и черного цвета, завтра — с кнопкой и ярко-красные. Вышедшие из моды аппараты никогда не отправляют на свалку сразу. Их реставрируют и продают в провинцию. С середины 80-х годов поставщики подержанной техники стали осваивать и Россию.
В 1990 году на работу в петербургское СП «Ретур» (оно владело небольшой игровой сетью и частично принадлежало шведской компании Cherry Foraetagen) директором по маркетингу устроился молодой инженер, специалист по АСУ Борис Белоцерковский. Очень скоро он основал собственную компанию «Уникум», специализирующуюся на торговле игровыми автоматами.

Российские специалисты могут разобрать игровой автомат с закрытыми глазами

«Спрос на игровые автоматы в то время сложился уже достаточно серьезный,— говорит г-н Белоцерковский,— а купить их в России было практически негде. Наш бизнес начался с продажи морально устаревших австралийских автоматов Aristocrat. Эти аппараты, ввозившиеся из Голландии, имели потрясающий успех, поскольку были очень дешевы».
За год работы компания Белоцерковского продала 400 «аристократов». Но его звездный час наступил в 1993 году, когда «Уникум» получил предложение купить оптом 17 контейнеров автоматов фирмы Bally из американских казино. Тысяча подержанных автоматов находились в плачевном состоянии, но были восстановлены и распроданы за полгода.
После этой операции «Уникум» открыл в Петербурге собственное производство и наладил выпуск автоматов под маркой AИT. Одновременно компания занялась продажей новой техники, заключив дистрибуторские соглашения с производителями Вally и Atronic. Удалось расширить продажи и за счет включения в ассортимент детских игровых автоматов — их охотно покупали кинотеатры и торговые центры. По словам самого Белоцерковского, торговый оборот «Уникума» в 2000 году составил почти $10 млн.
Компания стала, по сути, монополистом на рынке нового оборудования, оставив другим поставщикам лишь место в ряду региональных торговцев оборудованием second hand.

В сервисном центре «Джекпота» тестируют даже жетоны

Как любой монополист, «Уникум» начал сам формировать рынок. Владельцы «сетей» из пары десятков автоматов не могли стать стратегическими партнерами: работая с ними, сложно составлять бизнес-планы и заниматься планированием развития компании. Поставщик остро нуждался в главном клиенте. Им стала фирма «Профит», в середине 90-х годов организовавшая в Санкт-Петербурге игровую сеть «Джекпот». До этого момента системы джекпотов в России не было — сеть произвела революцию на игровом рынке. Возрастающий с каждой минутой выигрыш (информация о нем постоянно обновляется на сайте jakpot.ru и информационных табло в игровых залах) переманил игроков от одиночных автоматов в случайных местах в залы «Джекпота».

«Джекпот» — система интернациональная

«Профит» развивался семимильными шагами. Проблем с инвестициями в производство не было — компания входит в «Конти-групп», контролируемую петербургским предпринимателем Михаилом Мирилашвили. Сейчас питерский «Джекпот» объединяет 123 зала с 2332 игровыми автоматами.
В начале 90-х годов глава московского филиала «Уникума» Анатолий Колыванов вместе со своей женой Татьяной Пономаревой зарегистрировал фирму НПО «Сотрудничество». В 1998 году НПО стало соучредителем московской игровой системы «Джекпот». Соучредителем с московской стороны выступило ЗАО «Юбилей столицы», одним из владельцев которого был Артем Боровик. «Уникум» вложил в проект технические средства, «Юбилей столицы» — лоббистские возможности. Буквально через месяц после регистрации столичного «Джекпота» мэр Юрий Лужков издал постановление, согласно которому новой игровой системе оказывались всевозможные преференции. Даже ГУВД получило специальное задание поддерживать порядок в игровых залах и на прилегающей территории.

К игре у каждого свой подход

Первый зал московский «Джекпот» открыл в феврале 1999 года в западном вестибюле гостиницы «Россия». За год компания проникла во все районы столицы, установив в 112 своих залах 2 тысячи аппаратов (это более 20% всех игровых автоматов столицы). Наибольший выигрыш — джекпот — обещанный сетью, сейчас превышает 500 тыс. рублей. При этом компания гарантирует, что на выигрыши отправляется от 87% до 92% от всех принятых у клиента денег.
По мнению генерального директора новой компании Вячеслава Панькина, произошло невольное совпадение интересов: «Государство помогло нам, само того не понимая. А конкуренция? Так она в мире игорного бизнеса принимает вполне цивилизованные формы, поскольку этот мир достаточно узок. Мы никого с рынка не вытесняли, просто возможности у нас оказались другими».

Среди тех, кто такими возможностями не обладает, оказался и пионер игорного бизнеса столицы Игорь Бало: «Новые компании обладают финансовыми и организационными возможностями, несоизмеримыми с нашими. Они агрессивны и стремятся монополизировать отрасль, в которой благодаря нашим усилиям сложились этические нормы и правила. Именно мы, независимые частные предприниматели, владевшие несколькими разрозненными игровыми точками, привили отечественной публике интерес к ‘одноруким бандитам’. В сущности, большие компании теперь эксплуатируют достигнутый нами успех и беззастенчиво вытесняют нас с рынка».

При декларируемом месячном обороте порядка 30 млн рублей московский «Джекпот» в 2000 году заплатил свыше 7 млн рублей налогов. Однако теперь лоббистские действия владельцам бизнеса придется перенести на самый высокий уровень. На прошлой неделе Совет федерации принял закон, повышающий ставки налога на игорный бизнес в два раза. Теперь вмененный налог на каждый игровой стол будут составлять не 200 минимальных размеров оплаты труда в месяц, а 400. Также в два раза повышается ставка налога на использование игровых автоматов — до 95 МРОТ с каждого (МРОТ с этого года составляет 100 рублей). Решение СФ представители игорного бизнеса воспринимают как неизбежное зло. Но надеются, что взамен Госдума хотя бы потребует отмены статьи Налогового кодекса, предусматривающей 35-процентный налог со всех видов «выигрышей, связанных с азартом».

«Иначе как налогом с проигрыша его не назовешь,— утверждает финансовый директор ‘Джекпота’ Борис Фролов.— Ведь общеизвестно, что в казино и на автоматах люди куда больше проигрывают, чем выигрывают. Да и играют в основном на трудовые доходы, а значит, попадают под запрещенное законом двойное налогообложение. К тому же этот налог практически несобираем, в чем открыто признаются сами налоговики. Недаром подобного оброка не существует нигде в мире. Но нам ведь, как всегда, другие не указ. Вот был раньше совокупный налог на игорный бизнес в размере 90% — и бизнес ушел в тень, налоговые поступления резко упали. А стоило только ввести в 98-м экономически обоснованные ставки, и в казну потекли деньги, игорные заведения привлекли дополнительные инвестиции и стали настоящими культурно-развлекательными центрами, куда просто приятно зайти».

Несмотря на все трудности, инвесторы и операторы игорного бизнеса в России смотрят в будущее с оптимизмом. Ведь склонность к азарту у людей не исчезает, а денег становится больше. Кроме того, они рассчитывают, что обещанный Думой закон об игорном бизнесе заставит всех играть по правилам. В том числе и государство.

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
Язык одноруких бандитов

Борис Белоцерковский знает, как предложить свой автомат покупателю

Символика, используемая в автоматах, стала своего рода международным языком. Во всех странах знают, что лимон в окошечке игрового автомата означает проигрыш, три апельсина — выигрыш 10 монет. Между тем у этих символов довольно интересная история.
С первых дней существования игровым устройствам приходилось постоянно отстаивать право на жизнь. Указы местных и федеральных властей о запрещении игровых автоматов издавались в США начиная с 80-х годов прошлого века. Владельцы аппаратов, не желавшие расставаться с такими прибыльными устройствами, были вынуждены изобретать всевозможные уловки, чтобы обойти закон. Самой простой и эффективной стала трансформация самого автомата — скажем, переделка его в аппарат по продаже жевательной резинки. Первый такой аппарат под названием Liberty Bell Gam Fruit создала компания Novelty, принадлежавшая Майклу Миллзу, в 1910 году. Приняв от игрока монетку, автомат выдавал пластинку дешевой жвачки и одновременно предлагал поучаствовать в розыгрыше приза, дернув за ручку. Приз выдавался в кассе, если при вращении барабанов складывалась определенная комбинация картинок, соответствующих этикеткам самых популярных видов жевательной резинки, а также изображениям на упаковках под названием BAR. Последним появившимся на барабанах символом стал арбуз — его Миллз добавил в 1937 году.
В 1930 году компания Jennings разработала первый электрический игровой автомат Jackpot Bell, в котором колесный механизм приводился в движение с помощью электромотора, а пресловутую ручку заменила кнопка. В 1966 году фирма Bally представила автомат, оборудованный системой автоматической выплаты выигрыша — монетки сыпались в специальный поддон.

ЮРИЙ ОСИПОВ, АЛЕКСЕЙ БЕЛОВ

Журнал «Коммерсантъ Деньги» №5 от 07.02.2001, стр. 10

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *